Документы подтверждающие результаты внеурочной деятельности

Новгородцева Маша 2 класс МКОУ «Евгащинская СОШ» 

                               Наши тополя.

Наша улица необычная. У других улиц по обеим сторонам дома стоят, а у нас с одной стороны – дома, а с другой – тополя растут.

  Наступила весна. Деревья проснулись и обрадовались, что пришло для них раннее утро. Но они не спешили сразу одеваться, они наслаждались солнцем. Только когда пришло позднее утро, они оделись в свои шелковые ярко – зеленые костюмы. Когда дул ветер, тополя, словно живые, шевелили ветками и листьями. Листья шумели, и, казалось, что они разговаривают на тополином языке.

  После весны наступило лето. Костюмы у деревьев стали темно – зелеными. Полетел пух, похожий на пушистые снежинки, из которых, если бы они слетелись вместе, получилось бы большое облако…
  Летом в наших тополях можно  гулять, как в лесу, отдыхать от палящего солнца. Там даже растут грибы – подтопольники.

  На нашей улице живет много детей, мы все очень любим гулять среди тополей. Когда мы приходим, тополя машут ветками, как будто хотят сказать нам:  «Привет!» Гуляют там и животные: собаки, кошки, овцы, козы, гуси. Я подружилась с двумя собачками, Жучкой и Тузиком, они очень умные и добрые. И с козой Таней. Она тоже добрая. Мы с подружкой кормили Таню травой прямо с рук. Она осторожно брала траву губами.

  За летом пришла осень, вечер для деревьев. Вскоре деревья приготовились к зиме. Сбросили свои шелковые костюмы, усыпали листьями всю улицу, и она стала похожа на большой желтый ковер. Мы с ребятами нагребли такую большую кучу листьев, что смогли зарыться в нее с головами. Там было темно, но не страшно. Наоборот, там было очень весело.

  Потом наступила зима. Зима, словно ночь для деревьев. Зимой деревья спят. Они засыпают, наверное, для того, чтобы не чувствовать мороз.
  Когда придет весна, наши тополя снова проснуться.


Вода в народном фольклоре
  Работу выполнила: обучающаяся 3 класса
                                      Тамбовцева Юлия 
                            Руководитель: Шкаруба Н.Г.                                                    
Обоснование  выбора  темы.
C  искусством  народа  мы .знакомимся  в  первой  услышанной  в  детстве  песне, сказке, в  узнанной  первой  игре. Искусство  следует  за  нами  и  во  взрослую  жизнь. Нет  человека, который  не  знал  хотя  бы  несколько  пословиц  и  поговорок, не  помнил  напева  какой -  либо  песни. Искусство  народа, или  фольклор (в  переводе  с  английского языка «народное  знание», «народоведение» ), глубоко  жизненно  и  прекрасно.
Живя  в  краю, изобильном  реками  и  озерами, речушками   и  ручьями, болотами  и  родниками – «студенцами», древние  славяне, естественно  выработали  целый  комплекс  религиозного  почитания  воды.  Накануне  светлого  праздника  Крещения  мне  захотелось  узнать  о  значении  воды  в  религиозных  обрядах.
Кто  не  слышал  выражения:  « Не  зная  броду,  не  суйся  в  воду!», «  Вода  камень  точит »,  «Под  лежачий камень  вода  не  течет».  А  сколько  загадок  о  воде  мы  знаем  с  детства. «Чего  в  гору  не  выкатишь, в  решете  не унести  и  в  руках  не  удержать?», «Морях  и  реках  обитает, но часто  по  небу  летает. А  наскучит  ей  летать, на  землю  падает   опять». Это  все  о  воде.
Почему  такое  предпочтение отдают этой  природной  стихии?  


Цель. На  основе анализа  литературы  расширить  знания  об  изображении  воды  в  народном  фольклоре, с  целью  более  глубокого  познания  истоков  отечественной  культуры, нравов  и  обычаев  своего  народа.


Задачи:
 -  Изучить  литературу   по  вопросу  « Вода  в  народном  фольклоре».
 -  Рассмотреть  фольклорные  представления  о  воде.
 -  Подобрать  загадки,  песенки, потешки  о  воде.
 -   Изучить  фольклорные  праздники,  связанные  с  водой.
     
Гипотеза. Вода  в  народном  фольклоре  имеет  магическое  значение.
Фольклорные  представления  о  воде.

Жизнь  человека  неразрывно  связана  с  водой. Люди  издавна  строили  свои поселения  около  воды. Вода - источник  жизни  на  Земле.  Воду  в  народе  зовут  «матушка», «царица». Славяне  обоготворяли  неиссякаемый  источник  жизни. 
В    фольклорных  представлениях  воду  разделяли  на  живую  и  мертвую.  Живая  вода – вода  небес, несущая  жизнь,  плодородная; мертвая – вода  подземелий ( противопоставление  верха  и низа  как  жизни  и  смерти ), ядовитая,  губительная.
С  водой  связано  сотворение  и  гибель  мира.( Миф  о  Всемирном  потопе).
Очень  много  сказок  о  морском  царе  и  царевне, которые  очень   популярны  у  русского  народа  и  отчасти  вошли  в  былины («Садко»).
Олицетворяются  народом  и  реки:   из  больших  рек   рождаются  Богатыри   вроде   Дуная  Ивановича,  Дона  Ивановича,   Меньшие  реки,  озера  и  пруды   имеют  своих   богинь – русалок,  и  с  ними  связано   множество  преданий.
Воде  рек, озер,  источников  и  колодцев  придаются  те  же  чудесные  силы, что  и  весеннему   дождю,  т.е.  сила  плодородия,  сила  целебная, очистительная, и,  наконец, сила  вещая.
Отсюда  многие  народные  обычаи, существенную  часть  которых  составляет  вода. В  западной  России  существует  обычай  на  Пасху   обливать  друг  друга  водой. В  некоторых  регионах  обливают  водой  пахаря   или пастуха, который  в  первый  раз  весной  идет  в  поле  или  возвращается  домой.
Точно  также,  благодаря  чудесным  силам  воды, с  помощью   ее  можно  гадать, а  также  производить  божий  суд,  особенно над  ведьмами;  их  бросали   в  воду  и   если   они   тонули – их  освобождали,  когда  же  всплывали  кверху – их  казнили.
Гадание  по  воде  использовали  для  выбора  места  строительства  будущего  дома.
Вода, в некоторых разновидностях  гадания  считали  «живой»  и  прямо  обозначала  «уровень  жизни»  в  будущем  доме.  Например, с  вечера  приносили  ведро  колодезной  воды, отмеряли  из  «непочатого»  ( то есть  из  которого  никто  еще  не  пил  и  не  черпал  воды)  трижды  по  девять  стаканов (3* 3* 3), выливали  в  сухой  горшок, плотно  покрывали  крышкой (из  непокрытой, считалось, лакал  ночами  злой  дух)  и  опять  же  оставляли  до  утра.  Утром  воду  вновь  измеряли  стаканами.  Окажется, что  ее  несколько прибыло, - можно строиться, будет  дом  «полная  чаша».  Если  же  воды  убыло, делали  вывод:  «нет  надобности  строить,  дом на  убыток  хозяйству  своему…»

В  летописях   сохранилось  множество  указаний  на  то,  что  славяне   обоготворяли  воду  моря,  озер, рек  и  колодцев  и  часто  приносили  ей  в  жертву  людей, особенно  детей  и  петухов;  до  сих  пор  также   сохранился  обычай  приносить  воде  в  жертву  пирог, кашу,  просо и  т.п., чтобы  земные  воды  ниспослали дождь.
В  русском  фольклоре    много  закличек  о  воде,  пословиц  и  поговорок.

Дождик,  лей, лей, лей!
Будет  травка   зеленей,                                                    
Вырастут цветочки                  
На  зеленом  лужочке!
                                                                                                                                                                               Гром, гром,
Не  бей  в  наш  дом!
А  бей  в  колоду,
В  болотную  воду-
Жабке  напиться,
Блошке  утопиться!
Радуга-дуга,
Принеси  дождя!
Нам  по  ложке,
Медведю  по  плошке,
А  серому  волку-
По  целому  ведерку!

Гром  гремучий!
Тресни  тучи
Дай  дождя
С  небесной  кручи!

«Вода  и  землю  точит, камень  долбит», «Где  вода  там  и  беда», «Царь  огонь, царица  вода», «От  воды  всегда  жди  беды», «Огню  да  воде  Бог  волю  дал».

Вода  очень  высоко  ценилась  в  древности.  Как  только  рождается  ребенок, он  слышит  много  разных  звуков.  Мама  поет  колыбельные  песни, пестушки,  потешки.  И  очень  часто  этот  фольклор  звучит,  когда  мама  купает  ребенка.

С  гуся  вода,
С  лебедя  вода,
С  моего  дитя.
          Вся  худоба –
На  густой  лес,
На  большую  воду,
Под  гнилую  колоду!
Оказывается  эта  пестушка,  имеет  магический  смысл.  Мать  с  помощью  воды  отгоняет  «худобу» произносит  заговор  -  заклинание.
Живая  вода,  также  сильная  или  богатырская,  в  народных  сказках  является  символом  весеннего  дождя,  который  воскрешает  землю  от  зимнего  мертвого  сна. Она  возвращает  мертвым  жизнь  и  слепым  зрение. 
Мертвая  вода  в  сказках  заживляет  раны,  сращивает  рассеченные  части  мертвого  тела, а воскрешает   только   живая  вода.  Живая  вода  находится  в  тридевятом  царстве.  По  словам  сказок,  живую  и  мертвую  воду  приносят  вороны,  соколы,  орлы, голуби.  Кто  выпьет  живой  воды,   у  того  прибавляется  сила  великая.
Есть  поверья.
Когда  раздается  удар  первого  грома, все  спешат  умыться  водою,  дающей  красоту,  здоровье  и  счастье.
Ночное  купание  в  реках  и  озерах  в  новолуние, полнолуние  или  во  время  грозы  считалось  предохранительным  средством  от  недугов.
Вода, взятая  из  трех  колодцев, которую  лили  в  сосуд  через  два  скрещенных  ножа,  должна  была  избавить  от  всякой  порчи.  При  этом ,конечно, произносились  соответствующие  заговоры.
Итак, вода была для  славянских  язычников  исконно  доброй, дружественной  стихией.  Но, подобно  всем  стихиям, заставляла  обращаться  с  содой  на  «вы».  Могла  ведь  и  утопить, погубить  ни  за  что.  Могла  потребовать  жертв.  Могла  смыть  весенним  разливом  деревню, поставленную  «без  спросу» - мы  бы  теперь  сказали, «без  знания  местности».  Вот  почему  Водяной, мифический  обитатель  рек,  озер, ручьев, часто  выступает  в  легендах  как существо, враждебное  человеку. 
Иногда  Водяного  представляли  себе  в  виде  голого  обрюзглого  старика, пучеглазого и  «ластоногого».  В  других  случаях  он  был  вполне  похож  на  человека  и  от  обычного  «доброго  молодца»  отличался  лишь  тем, что  с  левой  полы  его  однажды  постоянно  стекала  вода…     
Вода  святая
Так  называется  вода,  освященная  обрядом  водосвятия.
Ее  применяют  в  священных  церемониях  при  окроплении  полей, стад, зданий. 
Крещение – первое  из  христианских  таинств – символический  акт  принятия  в  церковное  общество. Поливание  святой  водой  или  окунания  в  купель  символизирует  нравственное  очищение.  Крестить  младенцев  было  принято  на  восьмой  или  на  сороковой  день  от  рождения. В  церкви  во  время  обряда  крещения  младенца  должен был  держать  на  руках  крестный отец  или  мать,  но  ни  в  коем  случае  не  родители.
В  день  крещения  Господня  (19  января) наша  церковь совершает  Божье  благословление  воды.  И  этой  святой  водой  потом  можно  освещать  другие  предметы.
В  сочельник (накануне  праздника) освещается  вода  в  храме, а  в  самый  праздник  в  реке.  В  день  праздника  Крещения  по  всей  России,  во  всех  ее  городах  и  селах  издавна    совершался  торжественный  церковный  ход  из  главной  церкви  на  реку, чтобы  осветить  воду.

Место  освещения  воды  на  реке  называется  «Иорданью», а  все  шествия  для  освещения  воды  «Крестным  ходом  на  Иордань».
В  это  время  года  в  России  всегда  стоят  страшные  морозы, которые  получили  название  «крещенские».  Реки  замерзают  и  покрываются  толстым  льдом. Приходится  в  реке прорубать  отверстие, чтобы  добраться  до  воды. Отверстие  это  делают  обычно  в  виде  креста. 
Вот  сюда,  к  этой  проруби, и  приходит  крестный  ход.  Тут  совершают освещение  воды, которую    потом  в  бутылках  и  пузыречках  разносят  по  домам.  Некоторые  же  бросаются  в  прорубь, чтобы  окунуться  в  ледяную,   освещенную  воду.  Смыть  свои  грехи  и  чистым  встретиться  с  Богом. Этот  праздник  еще  называется  Богоявлением.  Раньше  крещенской  водой  поили  скотину, чтобы  она  лучше  плодилась.  Старались  впрок  запастись «святой  водой».  Ее  хранили  до  весны, потом  окропляли  «иорданской  водицей»  ульи, поля, огороды, ею  разбавляли  вино, которое  употребляли  как  надежное  средство  от  всех  болезней.  Многие  крестьянки  в  русских  деревнях  собирали  в  кучи  крещенский  снег, а  потом  белили  им  новотканые  холсты.
Крещение  издавна  праздновалось  на   Руси  широко  и  торжественно.  Раздольно  гулял  русский  народ,  радовался  жизни.                                 
В Древней  Руси  храм  обычно  возводили  на возвышенности, у  слияния  рек, возле речной излучины  или  на  берегу  озера.
Поэтому  обряды  очищения  проходили рядом  со  святым  намоленым  местом.
В нашем   селе  широко  отмечается    этот  праздник,  традиции  сохранены.  Много  верующих  приходит  в  церковь.   А  некоторые  жители  нашего  села  окунаются  в  прорубь  с  ледяной  водой, которая  до  этого  была  освещена.

День  Ивана Купалы
Этот  праздник  пришел  к  нам  из  Украины.  Именно  там  многие  искали  заветный  цветок  папоротника, который  цветет  один  раз  в  году – именно  в    летнюю  ночь  накануне  Дня  Ивана  Купала.
На  Руси  праздновать  День  Ивана  Купала  (7июля) начинали  еще  накануне – в день Аграфены  Купальницы. Утром  этого  дня  девушки  ходили  собирать  травы, а  особым  уважением  у  них  пользовалась  купальница, которую  еще  называли  «кошачьей  дремой». Ее  старались  набрать, пока  она  покрыта  утренней  росою, а  потом  вплетали  ее  в  веники  и  вили  из  нее  венки.
До этого  дня  купание  считалось  грехом, зато потом  обязательно  нужно  было  использовать  веник  с  плетенными  в  него  цветками  иван – да - марьи. Если во время  купания  веник (или  просто  цветок) потонул, то  и  владелец  мог  утонуть  в  это  время.
Купание  в  этот  день  было  почти  обязательным.  Даже  если  в  Аграфену  Купальницу было  холодно, то  на  Купалу  надо  было  окунуться  хотя  бы  один  раз, чтобы  все лето чувствовать  себя  в  воде  безопасно.  Но  уж  если  погода  совсем  не  позволяла  этого  (особенно  на  Севере), то  парились  в  бане.  А  использовали  воду, настоянную  на  ивановских  травах. И  только  что  сорванные  березовые  веники.
Собирали  травы  и  для  лечения, причем  в  больших количествах. Поэтому  день  этот называли  еще   Иваном – Травником. Но  собирать  травы. Особенно  для  ворожбы  могли не   все.  Обычно  этим  занимались  пожилые  женщины.  Перед  заветной  ночью  надо  было  несколько  дней  поститься, а  во  время  самого  сбора  трав – снять  с  себя  нательный  крестик.
Конечно,   собирали  травы  и  девушки, чтобы  гадать  по  ним. Клали  в  ночь  двенадцать  видов  трав  под  подушку со  словами  «Суженый-ряженый, приходи  в  мой  сад  гулять!», надеясь, что  им  приснится  жених.
Купальные  травы  обладали  особенно  целебными  и чудодейственными  свойствами, поэтому  они  весь  год  хранили  домочадцев, скот  и  вообще  весь  дом  от  нечистой  силы, от  грозы и пожара.
Кроме  купания  в  реке  было  принято  разводить  костры  за  деревней  и  прыгать  через  них.

В  нашем  селе  Евгащино  Праздник  Иван  Купала  по  фольклорным  традициями  проводили  в  1995  году. ( Газета  «Иртышская  правда»  1995.) Из  заметки,  которую  написала  в  газету  В. И. Андрющенко, этот  день  выдался  как  по  заказу. Солнышко  грело  тепло  и  ласково, легкий ветерок  прогнал  куда – то надоедливых  комаров  и  паутов. А  речка  Коноплянка  оказалась  в  меру  мелкой    и  чистой.  И  вот  в  такой  удачный  день  собрались  евгащинцы   отметить  старинный  русский  праздник  Ивана  Купалы.  Пришли  ребятишки  с  детской  оздоровительной  площадки  с  воспитателями, шестилетки  с  классными  руководителями.
Ребята  с  удовольствием  водили  хороводы  на  зеленом  лугу,  дружно  пели  старинную  русскую  песню  «На  Купальню», играли  в  «кошки – мышки»,  «серого заюшку», танцевали, участвовали   в  конкурсах. Дети  узнали, что  в  старину  на  Руси  праздники  Ивана  Купала  был  одним  из  любимых. В  этот  день  поливали друг  друга   водой, чтобы  были  здоровье  и  достаток  в  доме,  с  этого  дня  начинается  сенокос,  и  уборка  озимой  ржи, собирали  лекарственные  травы, цветы.
А  девушки  и  парни  накануне  этого  замечательного  праздника  ходили  в  лес, чтобы  увидеть, как  ночью  в  12  часов  зацветет  папоротник. Этот  таинственный  и  прекрасный  цветок  якобы  приносит  счастье. 

Ребята  весело  прыгали  через  костер, поливали друг  друга  водой из  речки, купались, загорали.
Место  для  купания  было  заранее  выбрано. Взрослые  на  этом  празднике  тоже  вспоминали  свое  детство.  Они  приняли  участие  в  конкурсе  на  «лучшего  пловца» и на  «лучшего  ныряльщика». После  различных  конкурсов  был приготовлен  вкусный  суп  и  чай  на  костре. 
Все  в  этот  день радовало  ребят:  пара  лебедей, отдыхающая  на  болоте, полевая  мышка, выскочившая  из  норки,  пролетевшая  чайка,  ласковая  водичка Коноплянки, костер  на  лугу  и  сам  веселый  праздник.  Уходить  с  праздника  никому  не  хотелось.  У  всех на  душе  остались  радостные  воспоминания  о  солнечном  дне.  Этот  день, который  научил  еще  больше  любить  обычаи  своего  народа, ценить  русский  фольклор.


Выводы

Я  считаю, что  фольклор  хранит для  нас  древнюю  мудрость, великую  и  простую  науку  жить в мире  и   во  взаимопонимании  с  природой. Вода  это  мощная  божественная  стихия.  А  можно  сказать  и  магическая.  Ведь  только  на  огонь  и  воду  человек  может  смотреть  бесконечно.  Так  как  эти  явления  завораживают  наш  взор, притягивают  неимоверной  силой.  И  оторваться  от  этой  красоты  просто  невозможно. Наверное,  поэтому  в  народе  так  много  поверий. Вода  это  загадка.  Кстати,  целебные  свойства  воды – далеко  не  всегда  сплошное  суеверие. Сейчас  и  у нас  в  стране  и  за  рубежом  выходят  научные  работы  о  водолечении – оказывается  вода  действительно  исцеляет  болезни…А  вода  обработанная  магнитами  или  электрическими  разрядами (вот  вам  и  Перунова  молния)  является  лечебной  при  многих  недугах.  А  сколько  говориться  о  закаливании, обливании  холодной  водой, купании  в  проруби.  Для  наших  предков  это  дело  было  обычным.  А  мы  это  все  должны  это  понять  и  осмыслить.  


Новгородцева  Маша, обучающаяся 3 класса
МКОУ «Евгащинская средняя общеобразовательная школа»
Большереченского района Омской области
Руководитель: Шкаруба Н.Г.
Удивительные свойства воды
Введение
  Вода – самое распространенное вещество, изначально существовавшее на Земле. Значение воды в жизни человека невозможно переоценить.
  Вода – основа жизни, она вездесуща. Все живое и неживое содержит ее. На Земле нет ни одного естественного предмета, тела или пылинки, которые были бы лишены воды. Именно ей наша планета обязана своим голубым цветом.
Обоснование выбора темы
  На уроках окружающего мира во 2 классе мы изучали свойства воды. Мне стало интересно провести исследование водопроводной воды, которую мы пьем каждый день, и выяснить, какими свойствами она обладает. Поскольку человек на 65% состоит из воды, можно сделать вывод, что ее качество влияет на наше здоровье. Глядя на воду, текущую из водопроводного крана у меня дома, создается впечатление, что наша вода не очень хорошего качества.
Актуальность 
  Вода – самое важное вещество в окружающем нас мире. Организм человека на 65% состоит из воды. Жизнь каждой клетки живого организма зависит от наличия этой жидкости. Как считают специалисты, около трех миллиардов жителей нашей планеты вынуждены потреблять некачественную питьевую воду. Это является причиной многочисленных хронических болезней почти четверти населения мира и детской смертности. Чистая вода – это бесценный дар, который ничем не заменишь. В связи с этим сегодня проблема снабжения людей чистой водой считается самой важной в развитии нашего общества.
Цель: изучение свойств водопроводной воды села Евгащино.
Задачи:
·        Проанализировать научную информацию по теме.
·        Сделать выводы о качестве воды, используемой в быту жителями села.
Гипотеза: исследованная вода не обладает высокими качествами питьевой воды.
Предмет исследования: вода из водопроводного крана.
Основная часть
1.1.                    Человек и вода.
Человек испытывает огромную потребность в воде: он пьет, моется, а так же орошает поля и использует воду в промышленности.
Человек привык к воде, как привыкают к самым обычным явлениям. Она ведь всегда с ним: в быту, на работе, в природе. Широкая распространенность воды породила представление о ней, как о весьма простом веществе. Однако, вода – жидкость удивительная. И прежде всего потому, что это самое известное и вместе с тем самое загадочное вещество.
1.2.                    Странности знакомого вещества.
Вода – единственное вещество на Земле, которое одновременно и в больших количествах встречается в жидком, твердом и газообразном состояниях.
Вода в жидком состоянии – это реки, озера, моря, океаны, а так же осадки в виде дождя.
Лед — твердая фаза воды. Ледники занимают 10% земной суши. Почти все они находятся в Гренландии, Антарктиде, вблизи Северного и Южного полюсов. Остальная часть занимает небольшие площади в высоких горах. Так же это осадки в виде снега, града, инея.
Водяной пар – третье, газообразное, состояние воды. Его очень много в атмосфере: над каждым квадратным километром поверхности Земли «висит» 20 тысяч тонн воды в виде пара. Это облака и туманы.
Пронаблюдать все три состояния воды можно, если взять кусок льда и нагреть его на огне. При температуре выше 00С лед тает и превращается в воду, а при температуре 1000 С вода закипает и превращается в водяной пар.
1.3.                    Вода – вечный путешественник.
Вода бесконечно совершает одно и то же путешествие: из моря в воздух, из воздуха на сушу и снова в море. Это называется круговоротом воды в природе. Под действием солнечных лучей вода испаряется и образует облака. Облака поднимаются выше, пар охлаждается и снова превращается в воду. После этого вода падает на землю в виде осадков. Дождевая вода просачивается в почву и подпитывает реки, несущие свои воды в море.
1.4.                    Память воды.
Не так давно ученые сделали открытие: вода имеет память. Вода воспринимает и запечатлевает любое воздействие, запоминает все, что происходит в окружающем пространстве. Воде достаточно только соприкоснуться с веществом, чтобы узнать о его свойствах и сохранить эту информацию в своей памяти.
Структура воды - это то, как организованы ее молекулы. Молекулы воды соединяются в группы. Эти группы соединяются в кластеры. Именно кластеры являются своеобразными ячейками памяти, на которые вода, как на магнитофонную ленту записывает все, что видит, слышит, ощущает.
1.5.                    Вода – наше богатство.
В последние годы экологи всех стран бьют тревогу. Из-за небрежного от-ношения человека к водным ресурсам на Земле происходят большие изме-нения, вредные для здоровья человека, приводящие к гибели животных и растений. От загрязнения воды страдает все живое.
Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды осталось очень мало, и её надо беречь.
Каждому человеку необходимо запомнить, что к воде нужно относиться бережно и экономно. Ведь вода – наше бесценное богатство.
1.6.   Свойства воды.
Вода прозрачна. Если налить в стакан воды и опустить в него, к примеру, ложку, она будет отчетливо видна.
Вода не имеет цвета. 
Вода не имеет запаха.
Вода не имеет вкуса. Вода не имеет формы. Она принимает форму того предмета, в котором находится. Если налить воду в банку, она примет форму банки. Если налить в бутылку – форму бутылки. Если воду налить на пол, она просто разольется лужей, потому что ничто не удерживает ее в определенной форме.
Вода умеет выталкивать. Если стоять в плавательном бассейне по горло в воде, опустив руки по бокам, то руки будут постепенно подниматься. Благодаря этому свойству воды люди и животные умеют плавать.
Вода умеет растворять в себе многие вещества. Если в стакан с водой насыпать сахар и размешать, то сахар исчезнет.
1.7.                    Исследование водопроводной воды.
Цвет – один из показателей качества воды. Для источников хозяйственно-питьевого водоснабжения окраска не должна обнаруживаться в столбике воды высотой 20 см. Цвет нашей воды определен как немного желтоватый. При длительном стоянии на дно сосуда выпадает желтоватый осадок. По цвету вода недостаточно качественная. Так же хочется отметить, что при длительном и многократном кипячении вода дает много накипи, а при заваривании чая на стенках чашки остается пленка, чего быть не должно.
  Прозрачность воды зависит от нескольких факторов: количества взвешенных частиц ила, глины или песка, микроорганизмов, содержания химических соединений. Прозрачная вода может быть разной высоты столба- от 1 м до 1,5 м. Прозрачность нашей воды составила 8,5 см. Наша вода – недостаточно прозрачная.
  Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами. У качественной воды должно наблюдаться отсутствие ощутимого запаха. У нашей воды никакого ощутимого запаха не обнаружено, что соответствует ГОСТу.
Водородный показатель (pH) очень важен для всех химических процессов. Водород обозначается в химии символом Н, число pH показывает, сколько ионов водорода находится в воде – от этого зависит ее реакция. Чистая вода нейтральна, ее pH равен 7. Если водородный показатель меньше семи, говорят о кислой среде, если больше – о щелочной. Значение pH питьевой воды должно быть в пределах 6,5 – 8,5.
Мы определяли водородный показатель с помощью универсальной индикаторной бумаги, сравнивая ее окраску со шкалой. Наша вода имеет нейтральную среду, что соответствует ГОСТу.
Вывод 
  Основываясь на результатах проведенного исследования, можно сделать вывод, что моя гипотеза подтвердилась. Водопроводная вода села Евгащина не обладает высокими качествами питьевой воды.

Список использованной литературы
1.                Большая детская энциклопедия. 10 000 удивительных фактов и явлений / пер. с фр. Т. П. Григорьевой. – Москва: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС, 2006. – 400 с.
2.                География. Энциклопедия / авт. – сост. К. Варли, Л. Майлз; пер. с англ. И. И. Викторовой. – Москва: Росмэн – Пресс, 2001. – 127 с.
3.                Детская энциклопедия/ авт. – сост. Д. Эллиот, К. Кинг; пер. с англ. Е.П. Коржевой. – Москва: Росмэн - Пресс, 1994. – 127 с.
4.                Емельянов, Л. Г. Растения и вода. – Минск: Ураджай, 1977. – 160 с.
5.                Информационная память воды Электронный ресурс . - http://chertog-tura.ucoz.ru/publ/stati_gostej/ehto_interesno/informacionnaja_pamjat_vody/7-1-0-81. – (дата обращения: 15. 01.2013).
6.                Мезенцев, В. Энциклопедия чудес. – Москва: Знание, 1988. -   288 с.


Пейте, дети,  молоко  будете  здоровы                                   
  Тамбовцева Юлия, ученица 3 класса      
                                          МКОУ «Евгащинская СОШ»
                                     Большереченский район Омская область
                                           Научный руководитель:
Шкаруба Надежда Геннадьевна

Введение
Здоровье – это спорт, питание, благополучие в семье. О здоровом человеке говорят: «Кровь с молоком». В школе на классных часах, с нами часто беседуют о правильном питании. А особенно много  рассказывают о пользе молока. Дома, мама и бабушка варят молочные каши, приговаривают: « В молоке – много здоровья». В школьной столовой классному руководителю приходиться уговаривать моих одноклассников, чтобы они съели на завтрак кашу. Я стала задумываться о пользе молочных продуктов, ведь с самого рождения молоко присутствует в детском меню. Со временем, грудное молоко заменяется коровьем молоком. Мне стало интересно, на самом ли деле детскому организму, так необходимы молоко и молочные продукты.
Гипотеза: я хотела бы убедиться, верно, ли утверждение:  чтобы быть здоровым, надо пить молоко и есть молочные продукты.
Цель моей работы: выяснение  пользы молока и молочных продуктов для детского здоровья.
 Задачи:
1. выяснить актуальность изучаемого вопроса;
2. разобраться в многообразии молочных продуктов;
3. собрать информацию и расширить знания о природе молока;
4. ответить на вопрос: «Почему молоко полезно для детей?»;
5. узнать о питательных, лечебных и косметических свойствах  молочных продуктов;
6. узнать, как молоко попадает к нам на стол.
Актуальность
На одном из Уроков здоровья я решила спросить у своих одноклассников интересно ли им знать о молоке. Для этого была подготовлена анкета.
 Выяснилось, что ребята знают, что молоко полезно, но какими свойствами оно обладает, ответить не смогли. Очень хотели бы больше узнать об этом продукте. 
Значит, исследование этой темы актуально.
                                            Глава 1
                             Разнообразие молочных продуктов
Продавец нашего магазина рассказал и показал  мне  многообразие  молочных продуктов. Оказывается, что молоко – это не только напиток, но и основа таких продуктов, как сыр масло, сметана, творог, ряженка, йогурт, мороженое, кефир, сгущенка.
Повар школьной столовой рассказал о блюдах, компонентом которых является молоко о том, что  молоко прекрасно утоляет жажду, почему молоко белого цвета. Оказывается, цвет молоку придает специфический молочный белок – казеин.
Для нас готовят молочные супы, каши, омлеты, запеканки, какао. Дети школьного возраста усиленно растут и много двигаются, поэтому необходимо сбалансированное питание для правильного развития. Для школьников рекомендуется ежедневная норма молочных продуктов: молока - 500 мл, творога – 50 г, сметаны – 20 г, сыра – 15г.
Глава 2
О пользе молока
       С вопросом «Почему молоко полезно для детей?» я обратилась к медсестре. Ценность молока заключается в том, что все компоненты молока идеально сбалансированы. Я узнала, что молоко содержит около 100 различных ценных для организма веществ: более 20 аминокислот, 25 жирных кислот, 30 минеральных солей, 20 различных витаминов.
Молоко – замечательный поставщик кальция и фосфора, без которых невозможно сохранить крепкими зубы и кости. Кроме того, кальций и фосфор участвуют в построении клеток головного мозга и способствуют слаженной работе нервной системы.
Чашка теплого молока с медом является хорошим средством от бессонницы.
В молоко полезно добавлять клубнику, чернику, красную смородину – это уменьшает возможность возникновения аллергической реакции.
Молоко способно защитить организм от набирания избыточного веса, кальций борется с полнотой, способствуя усиленному сжиганию жира.  Молоко выводит из организма токсины, соли тяжелых металлов, защищает организм от вредного воздействия окружающей среды.
Горячее молоко пьют, чтобы вылечить ангину, а еще это отличное средство при лечении болезней сердца и почек.                                                  


Глава 3
                              Косметические свойства молока
На основе молока разработаны многие косметические свойства: кремы, маски, шампуни.
Но прежде давайте подробно поговорим о том, какое именно действие оказывают вещества, содержащиеся в молоке, на нашу кожу. Молочная кислота, например, действует на кожу, питая ее, увлажняя и улучшая ее структуру. Она создает на коже защитную пленку, способствует отшелушиванию ненужных, отмерших частиц верхнего слоя кожи – эпидермиса.
В прошлом на Руси было  много людей с курчавыми волосами? Все дело в том, что раньше люди мыли голову молочной сывороткой, именно она повышает «курчавость» волос. Если вы хотите проверить на собственном опыте, действует ли сыворотка именно с таким эффектом, то достаточно несколько раз подряд мыть ею волосы.
Один из французских косметологов как-то заметил, что у доярок на молочной ферме в Нормандии очень мягкие и красивые руки. Это натолкнуло его на мысль о том, что можно изготавливать кремы для кожи рук и лица, в основе которых будут вещества, входящие в состав обычного коровьего молока
Молоко обладает отбеливающим эффектом. Недаром всем известная легендарная египетская красавица Клеопатра так любила принимать молочные ванны.
                                                              Глава 4
                                   Путь молока к нам на стол
Путь молока к нам на  стол долог и труден. У  жителей нашего села есть коровы. С каждым годом поголовье скота уменьшается. На этот процесс влияют разные причины. Жаль только, что не все дети могут пить настоящее полезное парное молоко. Чтобы подоить корову, хозяину каждый день приходиться вставать чуть свет. А еще корову нужно вовремя накормить, выгнать на пастбище. Летом заготовить сено. В народе ласково говорят о корове: «матушка», «кормилица». В сказках, пословицах поговорках люди выражали свое уважение и благодарность к ней:
-          Если есть за коровой уход, от коровы получишь доход.
-         Что положишь в кормушку, то и в подойнике принесешь.
-         Корова на дворе, и еда на столе.
-         Коровушку не напоишь – и молочка не надоишь.
-         Сметану любить – корову кормить.
В деревне, где я живу, есть молочная ферма. Я деревенский житель, но на ферме  побывала впервые со своим классным руководителем. Я узнала, что коров можно доить с помощью специального устройства - доильного аппарата. Мне было интересно наблюдать, как молоко бежит по молокопроводу и собирается в большую емкость, которая называется - танк. 
                                                Заключение

За многочисленные полезные питательные, лечебные, косметические свойства молока древние философы Рима, Египта, Греции не зря называли его «белой кровью», «соком жизни», «источником здоровья».
Молоко необходимо для укрепления костей и зубов, для развития памяти и ума.
Детям обязательно надо есть молочные продукты!
Таким образом, пищевая и биологическая ценность молока бесспорны, и оно является незаменимым продуктом питания человека.
О том, что нового я узнала о молоке, обязательно расскажу своим одноклассникам. А еще на классный час, посвященный пользе молока, своим одноклассникам я приготовлю сюрприз. Буду загадывать загадки, задавать вопросы и петь частушки. И теперь буду всем говорить: «Пейте, дети, молоко! Будете здоровы!». 
                                                                                    
                                  Литература и Интернет-ресурсы:

1.                    Пословицы и поговорки, изд. Академия развития, 2008
2.                    http://www.medlinks
3.                    www.dobrieskazki.ru
4.                    www.omoloke.com
5.                    http://www.elinahealthandbeauty.com/All_about_milk.htm
6.                    Журнал «Домашний очаг», июнь 2011г.
7.                    Научно – познавательный фильм  «Молоко», Германия, 2006 г.


                                                Тема:     «Предметы старины глубокой»
                                            Учебно – исследовательская работа
                                         Научное направление: история - краеведение
                                                                                                    
     Выполнила: ученица 3 класса МКОУ «Евгащинская СОШ»
                         Чубова Анастасия Евгеньевна
Научный  руководитель:  учитель МКОУ "Евгащинская СОШ"  
                                        Шкаруба  Надежда Геннадьевна  
                                                         
Введение
                                                         Очень часто за событиями
и за сутолокой дней
старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
 нам полёты на Луну,
вспомним русские обычаи,
вспомним нашу старину.
   Совсем недавно мы с классным руководителем ходили в школьный музей.
С большим вниманием мы рассматривали стенды и слушали о людях нашего села, которые своим трудом добивались высоких результатов и просто добросовестно работали, но особенно меня заинтересовали предметы, которые лежали на полу и стояли на столе. Оказалось, это часть крестьянской утвари, которой пользовались наши предки в быту. Мне стало интересно узнать о предназначении некоторых предметов. Как люди пользовались этими предметами? Обходились без современной бытовой техники? Сейчас трудно представить современный дом без утюга, холодильника, скороварок, чудо - сковородок. Отключат неожиданно электричество и жизнь замрет. А наши предки даже и не знали что это такое. Они прекрасно обходились самоваром, русской печкой, деревянной маслобойкой, чугунками, плетеной посудой из бересты.
  Актуальность.
  Это история нашего народа, наши традиции, которые мы должны знать и хранить. Все, приобретенные знания, передать своим детям. Мне кажется, эти предметы нас связывают с людьми, которые жили до нас. Сохранившиеся предметы, являются нашим наследием.  И если бы не людская догадка, да опыт и наблюдения, вряд ли мы сейчас имели то, что имеем.
  Гипотеза. Предполагаю, что моим одноклассникам будет интересно узнать о происхождении и назначении предметов старинного быта.
Цель. Изучение назначения предметов крестьянского быта.
  Задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- использовать материал школьного музея;
- провести опрос одноклассников по знанию предназначения данных предметов;
- сделать макет крестьянской избы с утварью, собрать загадки о предметах быта;
- подготовить выступление на классном часе о предметах глубокой старины.
  Методы
1.Расчетно-графический, технологический:
 -снятие мерок
 -построение чертежа
 -моделирование
 -раскладка выкроек
 -сборочные операции
 2.Использование информационных технологий:
 -создание компьютерной презентации
 -оформление реферата в текстовом редакторе


                                                        1.Основная часть.
                                                 Крестьянское жилище и утварь

  Веками крестьяне приспосабливали жилище к своему образу жизни. В "Повести временных лет" много слов, имеющих отношение к русскому народному жилищу – "изба", "печь", "клеть", "сени", "полати". Прошли столетия, а слова эти по-прежнему живы и знакомы не только сельским жителям.
  Главной же частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она-то и дала название всей постройке – "изба".

                                                     1.1 "Профессии" русской печи

 "Догадлив крестьянин, на печи избу поставил" – гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово "изба" произошло от древнего "истба", "истопка". Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.

 Сложить хорошую печь – дело непростое. Лишь специалист-печник брался за эту ответственную работу. Сначала прямо на земле устанавливали опечье – небольшой деревянный сруб, служивший фундаментом печи. На него настилали доски и выкладывали на них днище печи – под, ровный, без наклона, иначе выпекаемый хлеб получался кособоким. Над подом сооружали из камня и глины свод печи.
Мастер-печник до тонкостей знал свое дело. Опасно было обидеть его, не накормить как следует или недоплатить при расчете. Возьмет да и вставит из мести в кладку трубы гусиное перо или замурует горшок отверстием наружу. Как затопят печь, так начнет она стонать или свистеть, хоть из дома беги. А то кирпичом еще трубу заложит, и пойдет печь дымить, хозяев морить.
Однако все эти байки о печных трубах более позднего происхождения. В старину избы топились по-черному – печь не имела трубы. Конечно, дым в доме – не самое приятное, но старая пословица учит: "Горечи дымной не претерпев, тепла не видать". Хотя стены и потолок покрывались сажей, с этим приходилось мириться: печь без трубы была дешевле в строительстве и требовала меньше дров. К тому же дым хорошо дезинфицировал жилище, в нем не заводились насекомые. Если же крестьянин занимался рыболовством и под потолком в курной избе развешивали сети, то служили они, прокоптившиеся, в несколько раз дольше.
Русская печь со временем приобрела массу удобных приспособлений. Например, шесток-полочку перед устьем (отверстием) печи, на котором хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонку сгребали раскаленные угли для следующей растопки. В боковой стене печи делали неглубокие нишки – печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы, лучину. В теплом опечье в зимнее время держали домашнюю птицу.
Русская печь – удивительное изобретение. Каких только профессий она не знает! Главная из них – давать людям тепло. Ведь мороз в тридцать градусов не был редкостью на Руси. Печь, занимавшая почти четверть площади жилища, несколько часов протапливалась, но, нагревшись, держала тепло и обогревала помещение в течение целых суток. В печи готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, пиво, тушили мясо, рыбу, овощи. И все получалось удивительно вкусным и питательным. Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу. На печи, на самом теплом местечке, обычно спали старики, а на пристроенных сбоку полатях – дети. И наконец, самое неожиданное применение русской печи – парная. Если у крестьянина не было бани, печь в какой-то степени могла заменить ее. После топки из печи удаляли угли, хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если надо было поддать пару, прыскали водой на раскаленный свод. Парясь, похлестывали себя березовым веником. Правда, обмываться водой приходилось в сенях.
С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту. В русских народных сказках печь часто неотъемлемо связана с главным персонажем: Емеля, например, разъезжал на печи по городу, а богатырь Илья Муромец много лет просидел на печи беспомощным, пока не обрел силу.

                                                    1.2  "Красный" и другие углы

Из далёкой старины
Эти вещи к нам пришли.
Если в руки их возьмёшь
И рассмотришь, то поймёшь,
Для чего они нужны,
Чем полезны и важны
Человеку раньше были,
Что за службу сослужили.

 Расположение печи определяло планировку избы. Ее обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки и назывался "бабий кут" (кут – старинное название угла) или "середа". Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом – ступа с пестом и ручная мельница.
Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом стряпуха ловко цепляла пузатые глиняные горшки и отправляла их в жар. В ступе толкла зерно, очищая его от шелухи, а с помощью мельницы перемалывала в муку. Помело и лопата были необходимы для выпечки хлеба: помелом подметали под печи, а лопатой сажали на него будущий каравай.
 Все эти нехитрые приспособления для выпечки хлеба – ступа, пест, помело и лопата известны нам из русских народных сказок. Баба Яга в ступе летает, "пестом погоняя, помелом след заметая". Задумала она поджарить в печи Иванушку, хочет посадить его на лопату, да только молодец хитрее оказался – саму старуху в печь отправил.
Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. В бабьем куту на полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.
         Был я копан, был я топтан,
         Был на кружале, был на пожаре, был на базаре,
         Сколько было сил, всю семью кормил,
          Сам терпел – ничего не ел.  Сделался стар – пеленаться стал.
Это история про глиняный горшок. Из чего он  изготовлен?
Глину сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге – кружале изготавливают, затем на базаре продают. Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нём варили щи, кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол. Когда горшок становился старым, давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям дальше, правда, в печь его не ставили. Ну а если падал и разбивался, то становился не годен и черепки выбрасывали в окошко.
У горшка есть соперник, который никогда не бился. Вот про него загадка.
Чернец – молодец, в красно золото залез.
До смеху хохочет, выскочить хочет.
Это чугунок, он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
                       У меня есть друг зеркальный, сроду не был он печальный,
                       И хотя он очень рыжий,  он не немец, не поляк,
                       В мире нет мне друга ближе, он из Тулы, он туляк!
                       Говорят, ему сто лет, но совсем он не скелет:
                       И румян он, и пузат, как сто лет тому назад.
Это самовар. Самовар - русское народное устройство для кипячения воды и приготовления чая. Самовар является символом России. Впервые появление самовара отмечено в Туле в 1778 году братьями Лисицыными. Там около 80 фабрик делали самовары. Самовары были маленькими – дорожными и большими – трактирными.
                                  Устройство самовара:
·         Стенка (основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения)
·         Кувшин (внутренняя труба в самоваре, куда кладётся топливо: сосновые шишки, ветки, щепки, угли)
·         Круг (литое кольцо, которое находится на верхней части стенки)
·         Шейка (низ самовара)
·         Поддон (основание самовара)
·         Ручки
·         Репеёк (фигурная пластина, прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран)
·         Ветка (ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм и декоративных украшений)
·         Донышко
·         Душничок (отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипячении воды)
·         Подшишки (гвозди для прикрепления деревянных шишек)
·         Конфорка (приспособление для установки заварочного чайника и для осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой)
·         Заглушка (колпачок, чтобы закрывать кувшин)
Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За чаепитием нередко решались серьёзные деловые вопросы, проходили семейные праздники и просто обычные обеды. Самовар был необходим в доме аристократа, и в трактире, и в простой крестьянской избе.

 Всем знакомо выражение "бить баклуши". А ведь его происхождение связано с изготовлением деревянных ложек. Баклушами называли грубые заготовки для ложек. Их производство не требовало особого усердия и мастерства. Отсюда и пошло – "бить баклуши", т. е. заниматься безделицей.

 Хоть и проста была крестьянская деревянная посуда, а все же старался мастер сделать ее нарядной, украсить живописью да резьбой. Обычный ковш в руках талантливого резчика приобретал форму плывущей птицы – уточки.

 Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари – корзин, лукошек, коробов. Берестяные туеса служили даже емкостями для воды. Крестьянин брал их с собой в поле. Вода не протекала и сохранялась холодной и вкусной на протяжении всего дня.

 Почетное место в избе – "красный угол" – находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились богословские книги, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово "крестьянин" произошло от "христианин". Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.

 Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. В свободное время крестьянин в своем углу занимался поделками и мелким ремонтом: плел лапти и лукошки, резал ложки, чинил сети.

 Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и все. Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в XIX в.

 Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская, семья. Стол был такого размера, чтобы каждому хватило места. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали. Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место, придвигать к столу, когда приходили гости.

 Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко на сундуках делали хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.
         Плывёт паром, уголь в нём. Да, это утюг.
Раньше утюги были тяжёлые, чугунные. Некоторые утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, в некоторые хозяйка клала горячие угли, они нагревали утюг, и можно гладить, а чтобы угли дольше не остывали, нужно было утюгом размахивать. В отверстия проникал воздух, и угли внутри утюга разгорались вновь. Утюг изготавливался в кузнице кузнецом, это видно по зазубринам и неровностям на его боках. Если утюги открываются для закладки угля, они сделаны позднее. Есть утюги с узорами, с интересным замочком. Их покупали зажиточные хозяева.
                      Два брата пузатеньких под гору бегут,
                     Один горбатенький их за вихор держит.
                    Без рук, без ног, на плечи скок,
                    Ни свет, ни заря пошёл, согнувшись со двора.
Коромысло. Коромысло делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали в ручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье.

Прядением, как правило, занимались девушки. Прялка с колесом называлась – самопрялка.  
Прялки до сих пор сохраняются во многих деревенских домах. Из овечьей шерсти вяжут, как и прежде, носки, рукавицы, валяют валенки.

                                                      Заключение
   Оформление "русской" избы вызвало большой интерес у моих одноклассников.  А мой макет был экспонатом для рассматривания. Девочки нашего класса решили сделать себе точно такие, чтобы играть в бумажные куклы. Большой интерес вызвала презентация старинных предметов, приготовленные загадки, многие из которых не так,  то просто отгадать. Вместе с классным руководителем мы решили приготовить фольклорный праздник, атрибутами которого теперь будут знакомые предметы старины.
    Наполнявшая дом утварь изготовлялась, приобреталась и хранилась столетиями. Иногда предметы быта превращались в символические вещи.
Ребята решили  приносить семейные реликвии, старинные предметы быта. Всё, что попадет в "русскую" избу, будет тщательно изучаться , описываться, оформляться в альбомы. Но самое интересное – мы  учились  пользоваться прялкой, веретеном, кухонной утварью. Пробовали  качать колыбель, ставить ухватом чугун в печь, делать  первые шаги в ткачестве. Кажется, что мы  играем, но эта игра помогает не оборвать нить, связующую времена и поколения.
  Народный быт и культура обладают глубокой связью. Шагнуть  вперед можно лишь оттолкнувшись от чего- либо, поэтому так велик интерес к тому, что волновало предков наших. Их опыт, нравственный и культурный, необходим сегодня нам, завтра будет необходим нашим детям и внукам.
  Таким образом, русская изба, с ее особым, хорошо организованным пространством, неподвижным нарядом, подвижной мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина.

                                                             Приложение

                                                              ЗАГАДКИ
1.     ПЕЧКА


Дом – белый.
Дверь – черная.
Хозяин красный.
Что в дом вошло –
Все в небо ушло.

То она печет блины,
То показывает сны.
Доскажите словечко:
- зимой нет теплей, а летом нет холодней (загадка)… ПЕЧКА

2.           - обогреватель в сельском доме …ПЕЧКА
3.           БОЖНИЦА
Полка, на которую ставились иконы.
4.БУФЕТ, ШКАФ
Предмет мебели  для хранения посуды, одежды
3.     ЛАВКА, СКАМЬЯ.
На ней люди спали, работали, ели, готовили и встречали гостей. (лавка)
4.     СТОЛ
                                    Под крышей - ножки,
      На крыше – ложки,
      А рядом с ними
      С похлебкой плошки.
5.     СУНДУК
          бабушкино хранилище
6.     ПОЛКА
*доскажи словечко.
- Волк, смотри, - сказал он волку, -
   Станешь зубы класть на …                 


ПОСУДА
*Назовите одним словом
(показать картинки)
7.     ПРЯЛКА
*с помощью нее получали нитки.

* Загадка        Чем дольше я верчусь,
                         Тем толще становлюсь.     
8.      УТЮГ
Загадка                   
Шипит недовольно, кусается больно,
Опасно его оставлять одного.
С ним надо поладить,
И можете гладить,                                                                               
Но гладить не стоит его.

9.      ЧУГУНОК
 В нем готовили пищу в печке.
10.                       СТУПА
в ней толкли зерно, очищая его от шелухи.

































Комментариев нет:

Отправить комментарий