Документы, подтверждающие создание педагогом условий для приобретения воспитанниками позитивного социального опыта


Муниципальное казенное образовательное  учреждение
«Евгащинская  средняя  общеобразовательная  школа»  Большереченского  муниципального  района 
Омской  области
учитель  начальных  классов 
Шкаруба  Надежда  Геннадьевна

Разработка внеклассного  мероприятия,
посвященного  Всемирному дню семьи:
«Дом, который построим мы»
Цель: создание условий для внутрисемейного сплочения и раскрытия творческого потенциала семьи.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать на семейном журфиксе. А знаете ли Вы, что означает слово «журфикс»? Журфикс  (фр.яз.- Фиксированный день)- в дореволюционной России определенный день недели в каком-либо доме предназначенный для регулярного приема гостей. На журфикс приезжали без приглашения. В настоящее время журфикс – вечер для приема гостей в установленный заранее день недели.
Вы, конечно, знаете, что 15 мая во всем мире отмечается Международный День семьи, который был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году.
В честь Международного Дня семьи предлагаем вам принять участие в нашей игре. Встреча наша необычная, нам предстоит построить Дом мечты, где все будут жить счастливо, в любви и согласии.
В 15 веке была написана книга под названием «Домострой». Приведу из нее цитату: «И о том надлежит позаботиться, чтобы поставить дом у холма с лесом и хорошим лугом и чтобы здоровые ветры его продували; да нужно учесть, чтобы дом открыт был на солнечный восход, летом прохладно будет в тени, а зимой освещается солнцем».
Таким должен быть дом. А нам хотелось бы добавить, что в доме будет счастье, если построить из «строительного материала» с особыми свойствами: любви, доброты, понимания, взаимопомощи, терпения, такта, юмора. 
Сегодня в роли строителей Дома мечты выступят семейные команды. (Ведущий представляет семейные команды родителей и детей, рассказывает об их увлечениях и традициях, приглашает на сцену). Команды поднимаются на сцену, занимают свои места.

Ведущий задает вопросы.
1.Есть ли в вашей семье любимый праздник? Как вы его отмечаете?
2.Какую телевизионную передачу вы предпочитаете смотреть всей семьей?
3.Есть ли такое блюдо, которое любят все члены вашей семьи? Кто его обычно готовит?
4.Как вы проводите лето? Есть ли у вас любимое место отдыха?
5.Чем ваша семья занимается в свободное время? Есть ли у кого-то из членов семьи хобби? Как к этому относятся другие домочадцы?
6.Есть ли в вашей семье домашние животные? Расскажите о них.
7.Был ли в вашей семье какой-нибудь смешной случай? Расскажите, пожалуйста.
Итак, мы начинаем игру  «Дом, который построим мы…», но сначала мы хотели бы представить людей, которые будут оценивать результаты строительства (ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧЛЕНОВ ЖЮРИ)
Начинаем строительство. И прежде чем возводить стены, мы заложим фундамент. Наш первый конкурс называется «Давайте познакомимся». (Семейные команды показывают свои представления)
Ну, что ж, фундамент заложен, теперь нам предстоит возвести стены нашего дома. И первыми в эту стену будут заложены «Кирпичи мудрости и понимания».
Я предлагаю командам ответить на следующие вопросы.
1.Как называется крытое углубление в земле, вырытое для жилья или укрытия? (Землянка)
2.Как называется крестьянский дом в украинской или белорусской деревне? (Хата).
3.Как называется переносное жилище у кочевых народов? (Кибитка).
4.Как называется отдельная комната монаха в монастыре? (Келья).
5.Как называется дворец и крепость феодала? (замок).
6.Как называется загородный дом с парком или садом? (Вилла).
7.Как называется хижина из ветвей, кож, коры у индейцев Северной Америки? (Вигвам).
8.Как называется изба из глины или обмазанного глиной дерева, кирпича? (Мазанка).
9.Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой и т.д. (Шалаш).
10.Временное помещение из натянутой на остов ткани. (Палатка).
11.Кочевой шалаш у киргизского народа и некоторых народов Азии и Южной Сибири. (Юрта).
12.Жилище кавказских горцев. (Сакля).
13.Переносное жилище с конической крышей у некоторых народностей северо-восточной Сибири. (Яранга).
14.Отдельное жилое помещение в доме-с кухней, передней и т.д. (Квартира).
Большое спасибо командам. Понимание достигнуто. А сейчас давайте обратимся к народной мудрости. Вековая мудрость, жизненный опыт, тонкое наблюдение, насмешка, шутка – все это отражается в короткой фразе. В пословице. Я предлагаю вам следующий конкурс: «Закончите пословицу».
1.Судят не по словам, а………(по делам).
2.Мал золотник  …….(да дорог).
3.Долог день до вечера ………(коли делать нечего).
4.Молодец против овец …..(а против молодца и сам овца).
5.Тонул – топор сулил, а вынырнул  ……….(и топорище жалко).
6.Сколько волка не корми ………(он все равно в лес смотрит).
7.Берегите платье снову …..(а честь смолоду).
8.Назвался груздем ………..(полезай в кузов).
9.Слово не воробей  ……(вылетит, не поймаешь).
10.Старый друг ….(лучше новых двух).
11.Встремают по одежке ………..(провожают по уму).
12.За одного битого  …………(двух небитых дают).
Молодцы, наши семейные команды, справились с этим испытанием. Кто, как ни женщина, является хранительница домашнего очага. И именно женщина создает в доме тепло и уют. Поэтому следующий кирпич «Красоты и уюта» в стену нашего Дома мечты положат мамы.
Конкурс «Звучащие краски». А можно ли увидеть музыку? Русский композитор Скрябин впервые попытался создать светомузыку. Цвет, свет, фантазия – и вот мы уже видим новые образы. Да и сама музыка приобретает новое звучание.
Вам, милые мамы, предстоит под музыку создать композицию из цветов, которая украсит любой дом. (Мамы удаляются в другую комнату и готовят свои работы).
Пока наши мамы трудятся над созданием своих шедевров, мы перейдем к следующему конкурсу. Нам предстоит положить «кирпич взаимопомощи». И для участия в конкурсе я приглашаю самых главных людей в семье – детей. А помогать им будут, конечно же, папы. Девиз конкурса: «Сказки водят хоровод». Я буду поочередно задавать вопросы  сказочной викторины. За каждый правильный ответ присуждается два балла, если вы отвечаете сами. А если обратитесь за помощью к папе, то вам будет засчитан только один балл. Условия конкурса ясны? Тогда начинаем викторину.



Вопросы сказочной викторины.
1.В сказке С. Михалкова поросята прогнали злого волка. Сколько было поросят? (Три, четыре, пять).
2.Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Жар – птицу, Оленя, Конька – Горбунка).
3.Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»?(Фиалки, ландыши, подснежники).
4.Кто из героев сказки «Золотой ключик» кукла?(Папа Карло, Мальвина, Тортила).
5.Из какой сказки Шемаханская царица? («Айболит», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке»).
6.Назовите любимого зверя фрекен Бок. (Пес Барсик, Кошка Матильда, Чебурашка).
7.Али – Баба, герой сказки, перехитрил 36 или 38 разбойников? (40 разбойников).
8.Что значит слово «БУРАТИНО» на итальянском языке? (Деревянная кукла).
9.Кто обул кота в сапоги , надел на девочку красную шапочку, а на волка чепчик? (Французский сказочник Шарль Перро).
10.Чего больше на свете хотел крокодил Гена? (Найти друга).
11.Назовите любимое выражение Карлосона. (Дело житейское).
12.Кто придумал почтальона Печкина и троих из Простоквашино? (Эдуард Успенский).
13.Предмет, делавший в сказках человека невидимым? Шапка).
14.Сколько братьев было у Эльзы, героини сказки Андерсена «Дикие лебеди»? (Двенадцать).
15.Какое из произведений принадлежит перу Г.-Х. Андерсена? («Незнайка на Луне», «Огниво», «Маленький Мук»).
Прошу уважаемые жюри подвести итоги прошедших конкурсов.
А сейчас в борьбу включаются главы семейств – папы.  Они смогут положить в стену Дома мечты «кирпичи улыбки и дружбы». Следующий конкурс шуточный. Уважаемые мужчины, умеете ли вы водить машину? Если не все, то сейчас вы можете попробовать и стать ненадолго профессиональными гонщиками.
(Проводится игра «веселый шофер» - кто быстрее смотает клубок ниток, на конце которого привязана детская машинка).
Уважаемые мужчины, вы обратили внимание, что к вашим автомобилям привязаны конверты. Итак, чтобы положить «кирпич дружбы», необходимо по моей команде вскрыть конверт, собрать разрезанную открытку, прочитать написанный на ней текст песни и, наконец, спеть эту песню дуэтом с вашим ребенком. Задание понятно?  Тогда внимание, начали! Команды выполняют, жюри оценивают.
По окончании этого конкурса подводятся итоги конкурса «Звучащие краски».
И снова в борьбу вступают дети.  Чтобы жить счастливо, все семейные отношения должны строиться на любви, и все дела должны делаться с любовью. Дети положат в стену нашего дома «кирпич любви». Ребята, я предлагаю вам следующий конкурс. Нарисуйте портрет вашей семьи. Изобразите тех людей, которых вы больше всего любите: маму, папу, бабушек, дедушек, братьев и сестер. А потом вам нам покажите свои работы.

Сейчас в нашем быту много разных технических приспособлений, о которых наши бабушки не могли и мечтать. А нам эти вещи кажутся обычными: утюг «Тефаль», пылесос «Филлипс», тостор … .Зато вещи, которыми пользовались наши предки, для  нас настоящее чудо. Остается только удивляться, сколько теплоты и  уюта исходит от этих вещей, ведь в них душа мастера, который их сделал. А какие ласковые названия: прялка, ухват, туесок,… .
Следующий конкурс – «Предметы старинного быта». Ваша задача – определить, что  за предмет перед вами, как он называется и как им пользоваться. (Жюри подводит итоги конкурсов «Портрет семьи» и «Предметы старинного быта»).
Дорогие друзья, мы возвели стены, и нам осталось только построить крышу Дома мечты. Это будет «Крыша хорошего настроения»
Шекспир сказал:  «Жизнь- театр, и все мы в ней актеры». И, наверное, каждая семья – это маленький театр. Хотите в этом убедиться? Пожалуйста! Конкурс актерского мастерства. Сейчас каждый участник получит роль, которую должен будет сыграть в нашем небольшом спектакле. Я буду читать текст, а вы,  дорогие друзья, внимательно слушайте. Как только в тексте речь пойдет о вашем персонаже, вы должны выйти на сцену и исполнить все то, о чем говориться в тексте. Итак…
Действующие лица: Ветерок, Береза, Кошка Мурка, Синичка Чика, Лайка Найда, Капелька росы, Бабушка.
                                                                
   Текст.
Весна. Дует легкий ветерок. Береза у крылечка выпрямилась, расправила свои веточки, потянула их к солнышку. Под Березкой прогуливается ленивая Кошка Мурка. Она мягко ставит свои лапки, мурлычет и трется спинкой о Березу. На заборе сидит синичка Чика, она дремлет на солнышке, вздрагивает во сне и открывает то один глаз, то другой. Под крыльцом спит собака Найда, ей  что-то снится, она дергает лапками и поскуливает. Ветер подул сильнее, засвистел, зашумел. Березка закачалась, заволновалась. На Березе висела Капелька росы, она блестела на солнышке и любовалась собой. Береза закачалась, Капелька вздрогнула и упала прямо на нос кошке Мурке. Мурка поежилась, фыркнула, изогнула спинку и громко мяукнула. Ветер зашумел громче, Березка заскрипела и закачалась. Синичка встрепенулась, захлопала крыльями и открыла оба глаза. Мурка изогнулась, прыгнула, схватила Синицу за хвост, Синица громко  закричала, Капелька росы покатилась по земле, Лайка проснулась, зарычала и залилась звонким лаем. Ветер разбушевался, Береза захлопала ветвями. Из домика выбежала Бабушка. Она заохала, замахала руками на Лайку. Лайка завиляла хвостом, Мурка выпустила синицу, она быстро взлетела на забор. Ветер подул тише, Береза плавно закачалась. Светит солнышко. Весна.
Вот мы и завершили строительство. У нас получился очень счастливый дом. Ну, а как наши семейные команды справились с испытаниями, мы просим сообщить жюри.


Классный час
«Всегда ли дружба важнее всего»

Цели: способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, сплочению коллектива, развивать умения вести рассуждение, Формирование умения аргументировать свою точку зрения.
Презентация, приложения : листы классного часа, правила дружбы, лепестки ромашки дружбы , звуковые файлы


Приглашаем в круг. (Ребята заходят в класс под музыку)
-Здравствуйте, ребята!
-Давайте поздороваемся так, как любят здороваться мои ученики?:
Игра:
Здравствуй, правая рука.
Здравствуй, левая рука.
Здравствуй, друг.
Здравствуй, друг.
Здравствуй, весь наш дружный круг!


Приветствие
1 мин
Слайд 1

Ребята, я хочу подарить вам свою улыбку, чтобы она помогла нам общаться тепло, открыто, дружелюбно….
 -А теперь, давайте вы подарите друг другу свои улыбки.

Игра «Встреча взглядами»
Опустите глаза. Сейчас, когда вы поднимите глаза, постарайтесь встретиться взглядом с одним человеком, улыбнитесь ему.


психологический настрой
3 мин
 Песня о дружбе немного. О чем пойдет речь на классном часе? (О дружбе)
-Ребята, кто из вас может уверенно сказать: «У меня есть настоящий друг» 
-  Какими качествами должен обладать друг?  Скажите одним словом, что такое  дружба?
-А вы знаете пословицы о дружбе?
Прочитайте
- Объясните значение пословицы?


3 мин
Слайд 2






Слайд 3

- Давайте сегодня поговорим о том всегда ли дружба важнее всего?
-Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении
                      «Монолог о дружбе»:
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?


       Слайд 4


Слайд 5

- Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?

- Можно ли назвать ребят друзьями? (Нет, поступают не по-дружески)

-Ребята, всегда ли дружба важнее всего?

-А как вы поступите, если друг попросит солгать, пропустить уроки, совершить недостойный поступок?

 Нравственные ситуации.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадь списать его.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения .
3. Твой друг сделал что-то, а получишь ты.

- Всегда ли надо говорить правду друг другу, если это ему неприятно?

Вывод



Игра «Продолжи предложение»

Помогай другу: Если  друг не умеет что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.
• Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.
Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.
• Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
Умей принять помощь, советы и замечания других ребят


2 мин
Слайд 7

А вы  всегда соблюдаете законы дружбы?

самооценка «Колесо дружбы» 
Перед вами  лучики дружбы, оцените свои  качества дружбы  и  закрасьте  цифру, которую вы себе бы поставили. Соедините одной линией эти точки. А теперь соедините все точки с цифрой 5, чтобы получился круг. Это называется колесо дружбы. 

Каким ровным получится ваш круг, такая у вас дружба, подумайте, над какими качествами вы должны работать,  чтобы дружба у вас была крепкая и ровная.

 Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым. Стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, найдется и тот, с кем завяжется у тебя самая тесная дружба.

3мин
Слайд 8


Слайд 9

Слайд 10

Работа в группах             «Ромашка дружбы»
 У вас на столе лежат лепестки, напишите один признак каким, в первую очередь  должен быть ваш друг. Прикрепите ваш лепесток на доску. (приложение 4)

3 мин
Слайд 11
Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт.
А если и споткнётся вдруг, то встать ему поможет друг,
Всегда в беде надёжный друг ему протянет руку.

Слайд 12
  Я хочу, чтобы у каждого из вас был настоящий друг, и вы  могли сказать что у вас дружба настоящая искренняя верная, которая важнее всего поскольку
Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга всё, что могут.
                                                                           (В.Г. Белинский)
 (В конце классного часа каждому ученику вручаются памятки с правилами дружбы  (приложение 5)

Слайд 13











Комментариев нет:

Отправить комментарий